Меню

+7 (4212) 30-30-66
Меню

Анюйские перекаты: Изменяем мир к лучшему

21.09.2020
Недавно в Нанайском районе прошло подведение итогов большого конкурса социальных проектов под говорящим названием «Измени свое село к лучшему», организованный ООО «Амур Минералс». По опыту набирающих популярность ТОСов (территориальных общественных самоуправлений) видно, что метод народных проектов работает просто прекрасно. А главный нюанс здесь состоит в том, и на который стоит обратить ваше внимание, — инициаторами, создателями, проектировщиками и дизайнерами замыслов выступили не взрослые, как мы обычно привыкли, а школьники! В проектной реализации идей поддержку ребятам оказали их руководители. Всего на конкурс представлены 15 проработанных планов со всего района.

Широта мысли ребенка иногда поражает. Каждый ученик творчески, по-своему подошел к решению поставленной им задачи. Они ощущают мир вокруг «под своим углом». Соответственно, и подход у них совершенно иной. От того и оказался такой большой разброс идей участников: от восстановления обычного, но такого важного и значимого для жителей поселения, колодца - до создания целого ресурсного центра для детей и подростков!

Ребята смогли продемонстрировать не просто проекты, а настоящие подробные социальные планы: с постановкой проблемы и путем ее решения, задачами, проработанными графиками реализации программ и настоящими подсчетами материалов и средств. Сколько потребуется пиломатериалов? А во сколько обойдется оборудование, тренажеры и работа специалистов? Все это тщательно просчитали юные проектировщики.

При однозначной актуальности всех работ экспертам конкурса предстоял непростой выбор. Победителем в итоге был признан Данил Осадчий, учащийся 9В класса МБОУ СОШ №1 (руководитель Ирина Владиславовна Мисевич). Его проект под гордым названием «Служим России вместе» — спортивная полоса препятствий — по задумке должна способствовать активизации военно-патриотического воспитания при средней школе и быть хорошим подспорьем при подготовке учеников к всевозможным соревнованиям. Ребята даже проводили анкетирование среди своего отряда юнармейцев (именно в нем состоит Данил, это детско-юношеское военно-патриотическое движение на базе Троицкой школы №1) и родителей. Результат опроса показал, что 95% опрошенных респондентов только «за» реализацию подобного проекта.



Данил состоит в рядах юнармейцев с 2018 года. Как отметил ученик, с каждым годом желающих вступить в движение становится все больше и больше. И для того, чтобы команда школы могла участвовать в районных и иных соревнованиях и проводить их самим, ученикам был необходим этот проект: «Были хабаровские слеты юнармейцев, и мы не смогли выставить свою команду, потому что нам негде было отрабатывать полосу препятствий. У нас ее просто нет», — говорит Данил.

Это и стало отправной точкой вдохновения. Они с отрядом провели исследование: посмотрели на сайте, как примерно всё выглядит, прикинули, что можно поставить и что заказать, чтобы максимально эффективно использовать свободное пространство прямо за школой.

Когда Данил узнал, что выиграл конкурс, он испытал радость и … удивление. На резонный вопрос — почему, ответил:

После выступления я понял, что мог и лучше защитить. Там были проекты, более нужные народу, общественные. И мне понравилось, как защищались многие ребята. В какой-то момент я даже засомневался, смогу ли «вывезти» свой проект.



В полосу препятствий (по проекту) будет включен разборный лабиринт, «разрушенная лестница», большая стенка с двумя проломами, «разрушенный мост», ров и одиночный окоп для оттачивания навыков стрельбы и метания гранат.

Однако жюри из представителей Русской медной компании было настолько впечатлено некоторыми идеями, что решило помочь с реализацией еще двух проектов. Первый, который скоро увидит свет, — это национальная спортивная площадка «Мэлдеури Буэн». Выполнила его Марина Мокшина, ученица Верхненергенской школы (руководитель Светлана Валерьевна Мокшина). Второй — спортплощадка около ЦВР «SPORT UP» Натальи Вахитовой (руководитель Ольга Владимировна Аполинарьева). В ближайшее время на них выделят все нужные средства.

Школьница из Нергена подробно описала, как обстоят дела со спортивной площадкой на данный момент: отсутствует беговая дорожка, территория есть, но она не благоустроена, нет специального футбольного покрытия. А ребятам необходимо обустроенное место, чтобы они могли играть и в волейбол, и футбол, и баскетбол, и, конечно, в различные национальные игры — то есть удобное и современное место для тренировок, чтобы, например, самостоятельно готовиться в различные вузы и техникумы со спортивными направлениями. «Самое главное для человека это здоровье, и поэтому обустройство площадки — первая необходимость в нашем селе», — констатирует девочка в своей программе.

По проекту на площадке должны появиться брусья, турники, тренажеры, гимнастические скамейки, новые ограждения и многое другое. Забор будет украшен национальными символами: медведь (мапа), заяц (гормахон), тигр (амба), и другими. Территорию облагородят, она станет гордостью и центром притяжения для всей молодежи села.

Третий проект, удостоенный реализации, сделала Наталья Вахитова, воспитанница Центра внешкольной работы с. Троицкое. Название ее социального проекта — «SPORT-UP». Это площадка варианта «open-air», как пишет сама участница, на которой смогут заниматься люди всех возрастов. Наталья обратила внимание жюри на причину, почему так важно развивать инфраструктуру в малых поселениях, в том числе в селе Троицкое. Что в поселке есть недостаток «открытых площадок» для спортивных тренировок и территория при Центре внешкольной работы как нельзя лучше подходит для реализации такой программы, как «SPORT-UP». По проекту на территории ЦВР появятся новые уличные тренажеры разных направленностей, чтобы занимающийся мог по мере необходимости поддерживать себя в тонусе.

Как уже говорилось ранее на конкурс прислали 15 проектов. Три из них в скором времени станут уже реальностью. Однако не стоит обделять вниманием и остальные, не менее перспективные программы от других ребят и, возможно, в будущем их возьмут на вооружение те же самые ТОСы, или местная инициатива. Например, проект сценической площадки Дарины Болтуновой, ученицы Троицкой школы № 1. «Буэ анярапу» («Мы празднуем») должна стать гордостью и украшением поселения села Джари. Площадка сгодится для проведения сельских, районных и краевых мероприятий по национальной культуре. «Это приведет к притоку туристов», — точно замечает ученица.

Янина Киле в своем проекте также предложила облагородить территорию села Джари. Возвести около Межпоселенческого центра Нанайской культуры небольшой, но уютный парк деревянных скульптур. Родион Алексеев из поселка Джонка создал проект «Поселок нашей мечты», в котором, наконец, появится благоустроенный парк с цветами, лавочками и новеньким спорткомплексом.

Денис Шумий, ученик школы №1, продемонстрировал на конкурсе программу по развитию национальной борьбы «Вачан». Сейчас эти виды спорта находятся в «мертвой точке», отметил ученик. А мы живем в национальном селе, и у детей, и у взрослых всегда был и будет интерес к местным видам спорта. Денис предложил пополнить материально-техническую базу, а также выпустить методическую литературу по борьбе.

Кристина Гейкер, ученица той же школы, обеспокоилась больше социальной проблемой — взрослым, детям и молодежи негде отдохнуть вместе в приятной дружеской обстановке, т.к. в нашем поселке, по ее мнению, недостаточно развита сеть массового отдыха. А потому, проект «Набережная Дружбы», с красивыми коваными скамейками стал бы прекрасным местом отдыха для людей всех возрастов.

Екатерина Алёшина, ученица 7 класса школы Верхнего Нергена обеспокоена состоянием их «источника жизни» — единственного в селе старенького ветхого колодца и дорожки к нему. На фотографиях школьницы видно, в каком плачевном состоянии находится тротуар и сам «источник».

Еще одна участница из Верхнего Нергена, Маргарита Сивакова заметила, что в их селе — 36% от всего населения это дети и подростки до 18 лет. И им просто необходима «Игровая площадка». В своем проекте она предлагает отремонтировать старое, уже имеющееся оборудование и докупить к нему новое, современное, а также облагородить площадку.

Александра Лазо и Валерия Графова показали в проекте свои планы на территорию близ ЦВР: отстроить игровую площадку «Активная переменка» для детей младшего и среднего школьного возраста. Ведь большинство воспитанников центра именно маленькие детишки, которые просто не могут усидеть на месте. А такая площадка стала бы для них разгрузкой и полезным спортивным времяпрепровождением.

Вероника Сентябова, ученица 8 класса, школы со звучным названием «Имени героя Советского Союза Т. Ф. Ивина» из села Иннокентьевка, показала свой проект игровой спортивной площадки для детей — «Чемпион». В селе существует одна детская площадка, которая находится сейчас в удовлетворительном состоянии. Рядом с этим местом проживает минимум 20 детей разных возрастов. Игровой комплекс может стать украшением села и местом проведения культурно-массовых мероприятий.

Роман Федотов, учащийся из Иннокентьевки, решил мыслить более масштабно и разработал проект ресурсного центра «Миаван»( с нанай. «сердце»). Главными задачами штаба, по задумке автора, будут профориентация учащихся, помощь с социальной адаптацией ребят, консультационный центр по психологической помощи и другие, не менее важные направления.

Ученица МБОУ ООШ с. Верхний Нерген, Арина Грицан, рассказала в своей презентации об истории своего села Малмыж и сделала акцент на создании благоприятной социально-экономической инфраструктуры в поселении. А именно, ее проект под названием «Умная автобусная остановка», должен поспособствовать улучшению архитектурного облика села. Потому, как говорит сам автор, «от того, как выглядит остановка, на которую вы вошли, зависит ваше первое впечатление о новом месте». А лампочка с датчиком движения позволит экономить на электричестве и заботиться об экологии.

Поддержка социально-значимых проектов необходима, и подобные конкурсы как нельзя лучше дают понять, что требуется самому населению. Многие программы были с национальным уклоном — та же спортивная площадка для Нергена, или еще один проект, созданный ученицей 7 класса Дарьей Швецовой из Лидоги, по сохранению, реставрации и созданию костюмов для местных ансамблей. Радует, что подрастающее поколение заинтересовано такими важными и насущными проблемами, как сохранение культурного наследия, что новое поколение заботит их окружение, они стремятся к совершенствованию не только себя, но и окружающего их мира, в котором они живут. Потому, поддержка от крупных организаций и спонсорство может стать важным ключом к сохранению и качественному изменению, а также совершенствованию уровня жизни людей.

Фото из проекта Д. Осадчего и Любови Степанюк


Назад
Сайт использует файлы «cookie», с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.